Питание в школе закон

Организация питания в школе: особенности, требования и контроль

Питание в школе закон

Организация питания в школе является важнейшей частью качественного образования детей.

Для учеников начальных, средних и старших классов ввиду их повышенной активности на уроках и переменах требуется большое количество питательных веществ.

И такие значительные энергетические затраты должны компенсироваться соответствующими горячими блюдами, ежедневно подаваемыми в образовательных учреждениях. Каковы же основные характеристики, особенности и требования к школьному питанию?

С положением об организации питания в школе можно ознакомиться подробно на официальном сайте учебного заведения или непосредственно у руководства школы.

Основные пункты положения

1. Положение и приказы устанавливаются каждым образовательным учреждением на неопределенный срок и распространяются на всех учащихся.

2. Положением гарантируется высокое качество и безопасность питания для школьника, а также удовлетворение основных потребностей его организма.

3. В каждом образовательном учреждении должен быть организован пищевой блок (столовая, буфет) для полноценного питания учащихся.

4. Рацион и режим питания должен разрабатываться согласно всем эпидемиологическим требованиям.

5. Гигиенические показатели продуктов должным соответствовать нормам Санитарно-Эпидемиологической Станции.

6. Горячее питание организовывается для каждого класса с учетом учебного режима школьников. Столы в пищевом блоке заранее накрываются.

7. Контроль питания в школе осуществляется уполномоченным лицом (лицами).

Рекомендации по организации процесса изложены в приказе об организации питания в школе, который утвердили в 2012 году Минздравсоцразвития и Минобрнауки России.

Что должно включать в себя горячее питание в школе

Калорийность, энергетическая ценность и содержание витаминов в школьном питании должны полностью соответствовать потребностям подрастающего организма. Поэтому организация питания в школе должна предоставлять учащимся первый и второй прием пищи, а также несколько перекусов.

Завтрак

Основным является горячее блюдо. Чаще всего школьникам предлагается молочная каша, творожная запеканка или омлет с различными добавками. В некоторых образовательных учреждениях также подаются мучные изделия: блины из пшеничной муки с вареньем или сметаной, оладьи, сырники. Размер порции должен соответствовать физиологическим потребностям учащихся.

Также завтрак должен содержать какую-либо закуску. Это может быть:

  • бутерброд с колбасой, маслом или сыром;
  • фруктовый или овощной салат;
  • кондитерское изделие.

Обязателен напиток (какао с молоком, горячий чай, кисель или компот).

Обед

Школьный обед содержит большее количество блюд и может быть намного разнообразней завтрака. Учащимся также должна быть предложена закуска, причем в данном случае предпочтительнее всего легкий овощной салат, возбуждающий аппетит.

Классический школьный обед должен состоять из двух блюд (не считая салата): первого и второго. На первое предлагается горячее жидкое блюдо (борщ, суп любого вида, щи, рассольник). На второе блюдо мясное или рыбное, либо из птицы.

В качестве гарнира может быть использована рисовая, гречневая, кукурузная каша, макароны различных сортов, картофель или картофельное пюре, овощное рагу. Часто в порцию добавляется подливка. Школьный обед также должен содержать горячий или холодный напиток: компот, кисель, чай.

К горячим блюдам предлагается пшеничный или ржаной хлеб.

Полдник

Учащимся, находящимся в школе после обеда (дополнительные занятия, секции, кружки) может быть также предложен полдник, состоящий из кондитерского изделия без добавления крема и напитка (молоко, кефир, питьевой йогурт, фруктовый или овощной сок, кисель).

Основные требования к школьному питанию

  • Организация горячего питания в школе должна обеспечивать полную безопасность предлагаемых продуктов.
  • Рацион питания учащихся должен формироваться заранее, на 20-30 дней вперед.
  • Рацион питания различных возрастных групп (7-11 лет и 12-18 лет) должен составляться отдельно с учетом требуемой питательности и калорийности продуктов.
  • Продукты должны проходить необходимую термическую обработку.
  • Недельный рацион питания должен быть разнообразным, однако возможно его повторение в конкретные дни недели (пятничное меню, субботнее меню и т. д.).
  • Блюда рекомендуется готовить непосредственно перед приемом пищи, не следует готовить продукты заранее или хранить их в холодильной камере.
  • Питание в общеобразовательных учреждениях должно быть доступным для учащихся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, то есть следует отдать предпочтение таким способам приготовления продуктов, как варка, тушение, приготовление на пару или в духовке.
  • Настоящий рацион питания должен соответствовать составленному меню, однако при надобности допускается замена блюд другими, равноценными им по питательности и энергетической ценности.
  • Ежедневное меню может быть представлено учащимся для ознакомления, его следует вывесить перед входом в пищевой блок или непосредственно в нем.
  • Прием продовольствия от поставщиков должен сопровождаться получением необходимых документов, свидетельствующих о качестве и безопасности продукции.
  • Транспортировка продуктов в учебные заведения должна соответствовать санитарным требованиям.
  • На территории школ возможна организация дополнительных пищевых блоков: буфетов для свободного выбора учащимися пищевых продуктов и их приобретения.

Требования к сотрудникам пищевого блока

  • Необходимо постоянно носить специальную одежду (халат, фартук), головной убор и рабочую обувь.
  • Рабочая одежда и обувь должны содержаться сотрудниками в чистоте.
  • Верхняя одежда и уличная обувь оставляется в специальном помещении для персонала.
  • Сотрудники обязаны хорошо мыть руки и стричь ногти (запрещено наносить лак).
  • Запрещается курить или обедать на рабочем месте.
  • О перенесенных и сопутствующих заболеваниях необходимо сообщать руководству.
  • Каждый сотрудник пищевого блока обязан иметь должную квалификацию и необходимые документы.

Проверка организации питания в школах

Каковы же основные аспекты производственного контроля? Контроль за организацией питания в школе осуществляется на постоянной основе.

1. Контроль осуществляется уполномоченными лицами, занимающими определенную должность в органах, занимающихся санитарно-эпидемиологическим регулированием питания.

2. Вышеупомянутым лицом (лицами) осуществляется контроль за соблюдением санитарных норм и за своевременным проведением необходимых профилактических мероприятий.

3. Проверка организации питания в школах осуществляется планово, по заранее установленным программам.

4. Уполномоченным лицом проверяется документация общеобразовательного учреждения и официально оформленные результаты лабораторных исследований.

5. Также обязательной проверке подвергается соблюдение гигиенических санитарных норм сотрудниками пищевого блока (обязательно наличие медицинской шапочки, перчаток, соответствующей формы).

6. Результаты проведенного контроля должны быть переданы руководству учебного заведения и при необходимости сообщены родителям учащихся.

Требования к организации питания в школе

  • В общеобразовательном учреждении должен располагаться комбинат школьного питания или специальное отделение в пищевом блоке, в котором осуществляется хранение и приготовление пищевых продуктов.
  • Размеры помещения, число посадочных мест, а также набор посуды и столовых приборов должны соответствовать количеству учащихся в школе.
  • Для питания должны быть организованы столовые или блоки в основном здании школы или в пристроенном к ней помещении.
  • Склады для хранения продуктов нужно размещать на первом этаже здания.
  • Учащиеся школ не имеют права присутствовать в производственных помещениях пищевого блока.
  • К предварительному накрытию столов можно привлекать учеников средней школы (старше 14 лет).

Выполнение вышеуказанных требований регулируется законом об организации питания в школах. Статья 37 Закона об Образовании содержит все нормативные акты по данному вопросу.

План организации питания в школе

Учащиеся школ также должны получать образование, связанное с формированием их рациона питания.

В связи с такой необходимостью в общеобразовательных учреждениях проводятся массовые мероприятия, классные часы и профилактические беседы с учащимися на тему правильного и здорового питания.

Перед началом каждой учебной четверти (полугодия) разрабатывается план организации питания в школе. Основной частью его разработки является составление качественного меню и планирование поставки необходимой продукции в школу. Также составляется предварительный список мероприятий.

Например, с учениками начальной школы (1-4 класс) можно провести интересное мероприятие на тему “День правильного питания” или “Жизнь сладкоежек”.

Для учеников 5-9 классов можно устроить классный час по следующим темам: “Кто такие валеологи?”, “Правильное питание в школе” или “Зачем соблюдать диету?”

А для учащихся старшей школы (10-11 класс) можно устроить анкетирование “Мое питание” или круглый стол по темам: “Мы – то, что мы едим” или “Что такое быстрая еда, или почему не стоит следовать современной моде?”

Питание в школах разных стран

В заключении данной статьи хотелось бы познакомить вас с рационом питания учащихся иностранных школ. Каждое государство имеет национальные блюда и особенные пищевые привычки. Организация питания учащихся школ – актуальная задача для руководства всех развитых стран мира.

США

На данном фото изображен обычный завтрак учеников американских школ. Он состоит из зеленого горошка, куриных наггетсов с кетчупом и картофельным пюре, овсяного печенья с шоколадной крошкой и фруктового желе. По степени питательности он не уступает российскому завтраку, однако является гораздо менее полезным и сбалансированным.

Франция

Французский завтрак можно считать действительно здоровым. В нем присутствуют овощи, фрукты, сыр и богатое белками отварное мясо.

Италия

Школьный завтрак в Италии значительно отличается от других. По фотографии можно определить государство, даже не владея конкретной информацией. Мы видим традиционную итальянскую пасту, запеченную рыбу, багет, салаты и виноград. Такой завтрак очень сбалансирован и полезен, поэтому с уверенностью можно сказать, что ученики итальянских школ получают нужное количество питательных веществ.

Греция

Греческий завтрак состоит из отварной курицы, особого сорта макарон (орзо), свежих фруктов и овощей и натурального йогурта. Данный завтрак полезен, питателен и насыщен витаминами и минеральными веществами.

Украина

Завтрак украинских школьников сочетает в себе закуску, основное блюдо и десерт. В качестве закуски учащимся предлагается овощной салат, основным блюдом является рис с сосисками, а на десерт – блин с вареньем. Такой полноценный завтрак может с легкостью заменить обед.

Бразилия

Бразильский завтрак отличается достаточно большим объемом порций. Также в его состав входят особенные продукты, характерные для жителей Южной Америки. Так, школьный завтрак содержит в себе бразильский рис с бобами, несколько видов салатов, цельнозерновой хлеб и традиционный жареный банан.

Горячее питания в образовательных учреждениях должно быть полноценным и сбалансированным, а также полезным, чтобы как можно меньшее количество школьников получало такие серьезные заболевания, как гастрит, панкреатит, гастродуоденит, хеликобактериоз или даже язва. Ведь в школьные годы важно оставаться здоровым, активным и способным получать качественное образование. Именно поэтому организация питания детей в школе является основой формирования интеллектуального потенциала учащихся и здорового образа жизни.

Источник

Источник: https://zakon.temaretik.com/1387555388206352824/organizatsiya-pitaniya-v-shkole-osobennosti-trebovaniya-i-kontrol/

Самое главное об организации питания в школе

Питание в школе закон

Требования к процессу приготовления питания в школьных учреждениях более жесткие, чем в обычных заведениях общепита.

Такой факт связан с тем, что детский организм является более восприимчивым к всякого рода возбудителям инфекционных болезней, первичным продуктам порчи веществ, входящих в состав пищи, и в маленьком возрасте ребенок самостоятельно не в состоянии определить низкое качество продукта или его непригодность в пищу.

Существующие нормы организации питания в школьных столовых

Решение вопроса организации питания в школьных столовых Российской Федерации осуществляется на основании Федеральных законов «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом обслуживании населения», «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и «О защите прав потребителей».

Кроме того, регулирующими питание школьников документами являются «Приказ по школе», «Положение о работе столовой» и заключенные договора с поставщиками продуктов питания и сырья, а также организациями, которые осуществляют частичное или полное приготовление блюд или полуфабрикатов, предназначенных для употребления обучающимися.

В процессе организации питания и разработки меню столовой все учреждения должны учитывать и соблюдать такие требования:

  • За счет полноценного питания повышать сопротивляемость детского организма стрессам, которые возникают из-за повышенных умственных и физических нагрузок в школе;
  • Повышать устойчивость иммунной системы детей к различным инфекционным заболеваниям;
  • Обеспечивать соответствие энергетической ценности продуктов питания физиологическим потребностям организма в зависимости от возраста школьников;
  • Обеспечивать сбалансированность питания благодаря соотношению основных компонентов продуктов;
  • Восполнять дефицит витаминов, особенно в период их острой нехватки (зимний и весенний период);
  • Максимально разнообразить существующий рацион блюд столовой;
  • Выполнять достаточную технологическую обработку (тепловую и механическую), которая будет обеспечивать наилучшие вкусовые качества и сохранять имеющуюся пищевую ценность продуктов;
  • Обеспечивать отсутствие в рационе питания тех продуктов, которые могут представлять опасность из-за негативного влияния на пищеварительную систему или содержать вредные и некачественные компоненты;
  • Соблюдать санитарное состояние помещений столовой, в которых осуществляется процесс хранения, приготовления и приема пищи.

Отдельные нормы и порядки школьного питания могут устанавливаться в территориальных органах РФ на уровне администраций или отдельных субъектов при условии, что они не противоречат законам Федерального значения.

Основные правила организации питания, соблюдаемые при регистрации школьных столовых

В целях соблюдения надлежащего санитарного состояния столовых и обеспечения необходимых технологических параметров приготовления пищи руководство образовательного учреждения в процессе организации питания должно обеспечивать:

  • Соблюдение работниками личной гигиены;
  • Установку и бесперебойную работу раковин с исправными подводками горячей и холодной воды для поддержания чистоты цехов и помещения для приема пищи, а также гигиены сотрудников школьной столовой;
  • Выдачу персоналу спецодежды, к которой относятся халат, брюки, головной убор и легкая обувь, препятствующая скольжению. Количество комплектов спецодежды сотрудников столовой должно быть не менее трех единиц для бесперебойной организации своевременной замены и стирки. Базовые учреждения должны обеспечивать централизованную стирку рабочей одежды персонала;
  • Организацию хранения личных вещей сотрудников столовой и обуви отдельно от рабочей одежды (разные шкафы);
  • Обработку полуфабрикатов или сырья с возможным наличием микробиальной обсемененности (мясо, яйца в сыром виде) в отдельном помещении и после осуществления всех операций проведение дезинфекции;
  • Организацию технологического процесса так, чтобы не происходило пересечения сырья и готовой продукции в столовой;
  • Обеспечение отсутствия на рабочем месте сотрудников с явными признаками заразных заболеваний.

Требования к работникам школьных столовых и организация их соблюдения

Работники столовых дошкольных учреждений должны выполнять такие требования:

  • Приходить на работу только в чистом и опрятном виде;
  • Оставлять все личные вещи в раздевалке или специально отведенном помещении;
  • Коротко стричь ногти;
  • Длинные волосы закалывать и собирать таким образом, чтобы он не выглядывали из-под головного убора;
  • При наличии выявленного у членов своей семьи заболевания, спровоцированного кишечной инфекцией, немедленно сообщать о таком факте руководству;
  • При появлении первых признаков простудных заболеваний обращаться в медицинское учреждение для предотвращения распространения болезни на сотрудников столовой и учащихся школьного учреждения;
  • В процессе механической и технологической обработки продуктов питания снимать любые украшения и аксессуары, которые могут попасть в пищу;
  • В рабочей одежде не выходить на улицу и не заходить в санитарные комнаты (при необходимости посещения туалета требуется снять рабочую одежду перед входом в помещение);
  • После посещения туалета дезинфицировать руки специальным раствором, наличие которого должно строго контролироваться руководством и ответственными за лицами школьного учреждения;
  • Поступать на работу в организацию только при наличии медицинской книжки, в которой проставлены отметки об отсутствии нарушений и болезней, препятствующих работе в учреждениях общественного питания. Каждая из содержащихся отметок должна своевременно возобновляться – обход врачей осуществляется раз в год, отметка о прохождении лекции по санитарному минимуму раз в два года и т.д.

Основные положения организации питания в школах-интернатах

При организации питания в школах-интернатах руководство и работники основываются на таких нормах и принципах:

  • Организация питания, обеспечение поставок сырья и его обработка производится исключительно силами сотрудников столовой;
  • Финансирование столовой осуществляется из государственного бюджета с возможным привлечением сторонних средств от организаций на добровольной основе;
  • Доставка сырья и вспомогательных материалов для обеспечения питания может осуществляться исключительно на договорной основе и только теми организациями, которые зарегистрированы в качестве юридических или физических лиц. На все поставляемые виды сырья должны иметься соответствующие ветеринарные свидетельства или сертификаты качества, срок действия которых распространяется на поставленную партию;
  • Организация процесса приготовления должна производиться так, чтобы учащиеся своевременно получали положенное питание;
  • Меню столовой на текущую неделю должно находиться в общей доступности для учащихся, руководителей и контролирующих органов, причем в нем необходимо отражать информацию об объемах каждого блюда;
  • Существующий график приема пищи в столовой должен отдельно утверждаться директором учреждения;
  • Обслуживание в процессе питания должно сопровождаться предварительным накрытием столов силами работников столовой;
  • Ежегодно в соответствии с приказом директора школы назначается ответственное за организацию питания лицо.

Организация контроля питания в общеобразовательном учреждении

Осуществление контроля за соблюдением всех положенных норм производят при помощи внутренних и внешних проверок, выполняемых с определенной периодичностью.

Одним из методов организации внутреннего контроля является создание специальной бракеражной комиссии, в обязанности которой входит постоянный контроль качества поступающего в столовую сырья и готовой продукции.

Кроме того, в процессе технологической обработки (в любое время без предупреждения работников столовой) такая комиссия выборочно может проверять соблюдение всех положенных параметров. Состав комиссии определяется один раз в год и утверждается приказом директора.

Результаты произведенных проверок должны заноситься в специальный журнал, который предоставляется по первому требованию вышестоящего руководства или гос. органов контроля.

Параллельный внутренний контроль процесса питания должно осуществлять и ответственное лицо, которое назначается отдельным приказом директора.

В перечень прямых обязанностей ответственного входит проверка соответствия качества сырья необходимым санитарным показателям, правильности составления меню, периодическая дегустация пищи, осуществление контрольных завесов для выявления соответствия массы порций существующим нормам.

Несмотря на наличие ответственных лиц, директор образовательного учреждения также обязан вести контроль за соблюдением существующих норм, которые диктуются законодательными актами и внутренними порядками школы.

При наличии необходимости может быть отдельно создана инициативная группа родителей, которая будет осуществлять параллельный контроль организации питания.

Кроме внутреннего контроля осуществляется и внешний – силами государственных органов санэпидстанции, представителей Министерства образования и Роспотребнадзора. Зачастую такие проверки носят плановый характер, но при наличии жалоб или возникновении внештатных ситуаций организовываются и внеплановые.

Источник: https://posobie.center/molodaya-semya/shkola-i-detskij-sad/organizatsiya-pitaniya-v-shkole/

Заметки бухгалтера
Добавить комментарий